Шелкография в искусстве
Жил-был простой художник. И звали его Энди. Энди был очень общительным человеком в отличие от большинства представителей своей профессии. И вот однажды он задумался: почему так мало людей могут созерцать его прекрасные творения. К своему счастью, Энди был лишен стереотипов и обратился к методу, который на тот момент большинство художников считало неприемлемым для своего творчества. Таким образом, он не только прославился. Но и сказочно разбогател. Поскольку один экземпляр его работы, выполненной этим способом, стоил десятки миллионов долларов.
Вы, конечно же, догадались, о каком Энди идет речь. Знаменитый, скандальный, эпатажный художник XX века Энди Уорхолл избрал шелкографию в качестве основного метода для творчества. Можно долго спорить, кто кому принес популярность: шелкография ему или он шелкографии. Наверное, все-таки, его заслуга была больше. Но почему лишь немногие художники откликнулись на призыв современности и стали использовать это изобретение на благо обществу?
В то время шелкография считалась исключительно коммерческим видом деятельности. С ее помощью декорировались шторы, подушки, мебель, одежда и другие предметы быта. Естественно, ни о какой художественной ценности этих вещей речи не шло. С тех пор, как в 1907 году некий американец изобрел станок для шелкографии с использованием резинового ракеля, производство встало на поток. Конечно, не каждый мог себе позволить кресло с нанесенным на него орнаментом. Но средний класс вполне мог себе это позволить. Учитывая, что к концу двадцатого века он существенно увеличился и стал занимать едва ли не привилегированное положение в обществе, конечно, шелкография стала чем-то привычным и повседневным. Именно поэтому настоящие ценители искусства сразу подняли бунт против введения этого метода в их круги. Их неприятие основывается примерно на следующих аргументах:
- то, что дешево, не может быть ценным с точки зрения искусства
- то, что доступно широкой массе, не является редкостью, значит, не может признаться ценным.
- то, что поставлено на поток, не является творчеством, потому что творчество всегда единично.
В принципе, достаточно разумные утверждения, если не учитывать тот факт, что в современном мире доступность – это одно из условий успеха. Информационное поле очень раздуто. Оно не имеет никаких границ и с другой стороны, не отражает реального положения дел. Поэтому все, что относится к искусству не будет иметь отклика, если не получить должного освещения. Но есть и другой способ – раздавать бесплатно или по низкой цене. Тогда люди будут, не обращая внимание на отзывы, брать, потому что посчитают это выгодным для себя. А низкой цены можно добиться только в том случае, если Вы используете дешевые материалы. Но вернемся к искусству.
В последнее время интерес к шелкографии людей искусства существенно повысился. Многие искусствоведы, критики, музейные кураторы заинтересовались им, как новым направлением в современной культуре. Естественно, никто не говорит о том, что шелкография полностью вытеснит краски и кисти, но что она займет определенный сегмент в области художественных произведений – это совершенно точно. Искусство станет продолжением коммерческой революции. На сегодняшний день самые известные торговые дома Christi’s и Sotheby’s представляют шелкографию как один из основных лотов.