Истоки шелкографии
Существует распространенное мнение, что шелкография впервые появилась в Китае, однако, оно совершенно не обосновано. Считается, что раз Китай является родиной шелка, то значит, все, что связано с шелком, тоже является их изобретением. Археологические раскопки показывают, что именно финикийцами был создан метод нанесения изображений на ткань, который, естественно, очень сильно отличается от современных.
Шелкография по сути – это не способ нанесения каких-либо изображений на ткань, а способ копирования, тиражирования единичных рисунков при помощи специальной матрицы или штампа.
В 12 веке в Японии появилось удивительное новшество. В то время технологии печати использовались достаточно широко, но это было достаточно неудобно. Изобретение состояло в том, что изображение наносилось на специальную сетку, сделанную из тонких волос. Раньше изображение наносилось по частям, а теперь появилась возможность нанести все изображение вначале на сетку, а потом и на ткань при помощи валика. Тонкие линии, оставшиеся от волос, были совсем незаметны. Впоследствии эти не очень приятные и непрочные нити заменили на более прочные и эстетичные. Но такие же тонкие – шелк.
Наибольшего развития этот метод достиг в эпоху Возрождения. Именно тогда некий француз стал выпускать обои, выполненные методом шелкографии.
В ХVIII веке эта техника стала популярна почти во всех странах мира, особенно в Америке, где любили высокий уровень жизни. Современная шелкография появилась именно там, когда уроженец Манчестера запатентовал свое изобретение: трафаретную печать через шелковую сетку при помощи резинового ракеля. Новый метод получил название silk print screening – буквально «печать при помощи шелка».
С тех пор шелкография стала излюбленной техникой не только ремесленников и портных, но и людей искусства. При помощи шелкографии можно создавать не только копии изображений, но и оригинальное авторское изображение, так называемый эстамп. В XX веке этим способом пользовались знаменитые художники – авангардисты и поставангардисты. Большинство художников решительно отвергло шелкографию, как «инфекцию», проникнувшую в мир искусства, которому они служили. Но были и мастера, которые решили воспользоваться уникальными возможностями, которые дает шелкография. Самые знаменитые из них: Фернан Леже, Стюарт Девис, Энди Уорхолл, Ричард Гамильтон и другие.
В последние двадцать лет замечен растущий интерес художников, критиков и работников творческой сферы к шелкографии. Но большинство «клиентов» идет не из этой отрасли. Шелкография активно используется в бизнесе как один из самых приоритетных способов распространения информации. Эта техника используется для рекламы на сувенирной продукции, а также для униформы сотрудникам кафе и гостиниц.
Этот способ дает возможность обработать большие партии предметов, при этом не затрачивая больших сумм. Она имеет такое очень заманчивое для современных бизнесменов свойство: чем больше тираж, тем меньше стоимость одного экземпляра.